Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN
МЕНЮ

В 2023 году — объявленном годом педагога и наставника — команда «Каменного города» провела 13 образовательных мероприятий и 36 вебинаров. В них участвовали федеральные и региональные эксперты и делились своим опытом и эффективными практиками обучения и воспитания детей. Мы внимательно следили за тем, какие темы больше всего волнуют наших слушателей, и решили дополнительно рассказать о них в статьях.

***

Об инклюзии в образовании с каждым годом говорят все больше — она позволяет каждому без исключения ребенку социализироваться и жить полноценной жизнью. Но инклюзия не ограничивается работой только с «особенными» детьми, важно помнить также и об их родителях. 

С 1 сентября 2023 года вступила в силу федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО).

Мы задали актуальные вопросы по этой теме экспертам в области образования.

1.  Аюпова Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ, учитель-логопед ВКК, сертифицированный эксперт в области специального образования.

В чем отличие Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) и Федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП)?

ПрАООП (которые размещены на сайте Госреестра) носили рекомендательный характер. Вы могли брать их и учитывать при составлении адаптированной программы детсада, а могли использовать авторскую программу.

ФАОП — базовый нормативный документ. Поэтому вы обязаны составлять свою адаптированную программу детсада на основе ФАОП.

Помимо общеразвивающих, есть комбинированные группы. Для них нужны и основная образовательная программа (ООП), и адаптированная (АОП)? Или одна ОП, в которую входит АОП?

Общеразвивающая группа — это группа, в которой состоят только нейротипичные дети и нет ни одного ребенка с ОВЗ. В них работаем по ООП.

Если группа комбинированная, то в ней будет реализовываться параллельно две программы: для нейротипичных детей — ООП, для детей с ОВЗ — АОП.

Нужно ли учитывать в ФАОП детского сада другие группы, указанные в ФОП ДО: одаренные, дети в тяжелой ситуации, сироты, с отклоняющимся поведением?

Если есть дети с отклоняющимся поведением и другими проблемами эмоционально-личностной сферы или дети в социально-опасном положении, то в коррекционной работе в разделе психологического сопровождения должен быть включен аспект работы с психологом.

Если детей с нозологиями в саду нет, программу по ФАОП не составляем?

Конечно нет. Нет детей — нет и программы. То есть, если у вас нет детей с ОВЗ, то с 1 сентября вы переходите на Федеральную основную программу (ФОП) и с нейротипичными детьми работаете по ней.

Еще раз: ФОП — для нейротипичных детей, ФАОП — для детей с ОВЗ.

Если в группе есть дети с РАС и с интеллектуальными нарушениями, сколько специалистов должно быть на рабочую программу?

У каждого педагога своя рабочая программа, то есть одна — у воспитателя, одна — у логопеда, одна — у дефектолога, одна — у психолога.

2.  Галиева Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ», семейный психолог.

Как педагог может взаимодействовать с родителем ученика с ОВЗ?

Давайте для начала согласимся, что родительство — это не встроенная опция. Рождение и воспитание ребенка является неким путем, который проходит каждый родитель (не важно, первый ребенок в семье, второй или третий). 

Когда мы говорим об «особом родительстве» (то есть, о родителях ребенка с ограниченными возможностями), мы должны понимать их историю — про выбор, которого на самом деле нет.

Любое родительство нуждается в поддержке, а особенно это необходимо для «особых родителей».

Для того чтобы родители осознавали и чувствовали, что педагог готов им помочь, важно говорить про процесс вовлеченности. Ведь вовлеченность позволяет родителям быть здесь и сейчас, быть вместе с ребенком, видеть и слышать его потребности и включаться в удовлетворение этих потребностей. Это все история про «настоящий момент».

3.  Голубева Людмила Викторовна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №1788», координатор проекта «Ресурсная школа».

Надо ли приглашать родителя ребенка с ОВЗ в момент согласования ИОМ (индивидуального образовательного маршрута)? 

Безусловно. Сначала мы приглашаем на школьный консилиум родителей и ребенка (знакомство, обсуждение), далее производим диагностирование ребенка, чтобы понять его дефициты и ресурсы, фиксируем и отображаем данную информацию в ИОМ, ориентируясь на заключение ЦПМПК и рекомендации городской комиссии. Только после этого командно составляем индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который показываем родителям и даем им на подпись. 

Какие меры может предпринять образовательная организация, если родитель категорически отказывается идти на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)?

Родители имеют право выбора, так как наши предложения имеют лишь рекомендательный характер. Родители самостоятельно выбирают проходить ПМПК или нет, а наша задача привести родителям такие доводы, которые объяснят, почему именно это необходимо сделать. Это наше профессиональное искусство.

В команде мы должны найти авторитетных людей для родителей, чтобы объяснить еще раз цель визита и прохождения ПМПК. Тут должна сработать команда.

***

Больше ответов на актуальные вопросы образования можно получить на наших мероприятиях. До 14 января 2024 года мы проводим Новогоднюю распродажу — вы можете получить доступы к записям эфиров и материалам экспертов, а также сертификаты участника и удостоверения о повышении квалификации со скидкой 20%.


Больше ответов на актуальные вопросы образования можно получить на наших курсах повышения квалификации. В каталоге более 250 программ под любой запрос: ФГОС, инклюзия, ФОП, функциональная грамотность, безопасность, инновации и не только.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

telefon doveriya

internet

vitrina zakupok

Наши социальные сети

odnoklass vk telegram rutube

Соц.сети Управления образования

odnoklass uo vk uo telegram uo

© 2024 . .
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.