В 2023 году — объявленном годом педагога и наставника — команда «Каменного города» провела 13 образовательных мероприятий и 36 вебинаров. В них участвовали федеральные и региональные эксперты и делились своим опытом и эффективными практиками обучения и воспитания детей. Мы внимательно следили за тем, какие темы больше всего волнуют наших слушателей, и решили дополнительно рассказать о них в статьях.
***
Об инклюзии в образовании с каждым годом говорят все больше — она позволяет каждому без исключения ребенку социализироваться и жить полноценной жизнью. Но инклюзия не ограничивается работой только с «особенными» детьми, важно помнить также и об их родителях.
С 1 сентября 2023 года вступила в силу федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО).
Мы задали актуальные вопросы по этой теме экспертам в области образования.
1. Аюпова Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ, учитель-логопед ВКК, сертифицированный эксперт в области специального образования.
В чем отличие Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) и Федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП)?
ПрАООП (которые размещены на сайте Госреестра) носили рекомендательный характер. Вы могли брать их и учитывать при составлении адаптированной программы детсада, а могли использовать авторскую программу.
ФАОП — базовый нормативный документ. Поэтому вы обязаны составлять свою адаптированную программу детсада на основе ФАОП.
Помимо общеразвивающих, есть комбинированные группы. Для них нужны и основная образовательная программа (ООП), и адаптированная (АОП)? Или одна ОП, в которую входит АОП?
Общеразвивающая группа — это группа, в которой состоят только нейротипичные дети и нет ни одного ребенка с ОВЗ. В них работаем по ООП.
Если группа комбинированная, то в ней будет реализовываться параллельно две программы: для нейротипичных детей — ООП, для детей с ОВЗ — АОП.
Нужно ли учитывать в ФАОП детского сада другие группы, указанные в ФОП ДО: одаренные, дети в тяжелой ситуации, сироты, с отклоняющимся поведением?
Если есть дети с отклоняющимся поведением и другими проблемами эмоционально-личностной сферы или дети в социально-опасном положении, то в коррекционной работе в разделе психологического сопровождения должен быть включен аспект работы с психологом.
Если детей с нозологиями в саду нет, программу по ФАОП не составляем?
Конечно нет. Нет детей — нет и программы. То есть, если у вас нет детей с ОВЗ, то с 1 сентября вы переходите на Федеральную основную программу (ФОП) и с нейротипичными детьми работаете по ней.
Еще раз: ФОП — для нейротипичных детей, ФАОП — для детей с ОВЗ.
Если в группе есть дети с РАС и с интеллектуальными нарушениями, сколько специалистов должно быть на рабочую программу?
У каждого педагога своя рабочая программа, то есть одна — у воспитателя, одна — у логопеда, одна — у дефектолога, одна — у психолога.
2. Галиева Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ», семейный психолог.
Как педагог может взаимодействовать с родителем ученика с ОВЗ?
Давайте для начала согласимся, что родительство — это не встроенная опция. Рождение и воспитание ребенка является неким путем, который проходит каждый родитель (не важно, первый ребенок в семье, второй или третий).
Когда мы говорим об «особом родительстве» (то есть, о родителях ребенка с ограниченными возможностями), мы должны понимать их историю — про выбор, которого на самом деле нет.
Любое родительство нуждается в поддержке, а особенно это необходимо для «особых родителей».
Для того чтобы родители осознавали и чувствовали, что педагог готов им помочь, важно говорить про процесс вовлеченности. Ведь вовлеченность позволяет родителям быть здесь и сейчас, быть вместе с ребенком, видеть и слышать его потребности и включаться в удовлетворение этих потребностей. Это все история про «настоящий момент».
3. Голубева Людмила Викторовна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №1788», координатор проекта «Ресурсная школа».
Надо ли приглашать родителя ребенка с ОВЗ в момент согласования ИОМ (индивидуального образовательного маршрута)?
Безусловно. Сначала мы приглашаем на школьный консилиум родителей и ребенка (знакомство, обсуждение), далее производим диагностирование ребенка, чтобы понять его дефициты и ресурсы, фиксируем и отображаем данную информацию в ИОМ, ориентируясь на заключение ЦПМПК и рекомендации городской комиссии. Только после этого командно составляем индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который показываем родителям и даем им на подпись.
Какие меры может предпринять образовательная организация, если родитель категорически отказывается идти на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)?
Родители имеют право выбора, так как наши предложения имеют лишь рекомендательный характер. Родители самостоятельно выбирают проходить ПМПК или нет, а наша задача привести родителям такие доводы, которые объяснят, почему именно это необходимо сделать. Это наше профессиональное искусство.
В команде мы должны найти авторитетных людей для родителей, чтобы объяснить еще раз цель визита и прохождения ПМПК. Тут должна сработать команда.
***
Больше ответов на актуальные вопросы образования можно получить на наших мероприятиях. До 14 января 2024 года мы проводим Новогоднюю распродажу — вы можете получить доступы к записям эфиров и материалам экспертов, а также сертификаты участника и удостоверения о повышении квалификации со скидкой 20%.
Больше ответов на актуальные вопросы образования можно получить на наших курсах повышения квалификации. В каталоге более 250 программ под любой запрос: ФГОС, инклюзия, ФОП, функциональная грамотность, безопасность, инновации и не только.
Поделитесь со всеми, кто учит детей